Вкус или реклама?
Российский йогурт или белорусский? Что определяет выбор того или иного бренда потребителями? Исследование Международной исследовательской компании клиентского опыта 4 Service Group, проведенное по заказу журнала «Продукт.BY», показало, что все-таки потребители находятся под властью рекламы. В слепой дегустации они выбирали совсем не те йогурты, которые считали вкусными обычно.
Исследование прошло на осенней выставке «ПРОДЭКСПО-2015» в Минске. В нем принимали участие только йогурты (а не йогуртные продукты) с клубничным или земляничным вкусом/наполнителем российского и белорусского производства.
Было решено взять йогурты, активнее других рекламируемые на телеканалах и в местах продаж — «Активию» (компания «Данон»), духслойный йогурт «Савушкин» и «Простоквашино» («Юнимилк»). В качестве представителя импортных йогуртов, выбор которых в магазинах очень велик, выбрали российский «Чудо-йогурт» от «Вимм-Билль-Данн». Одно место отдали прошлогоднему победителю в дегустациях конкурса «Чемпион вкуса» — йогурту «Я вкусный» Минского молочного завода № 1. И в качестве относительно мало раскрученного выбрали биойогурт белорусской ТМ «Здравушка-милк».
Так в нашей корзине оказалось шесть образцов для исследования. Все они в совершенно произвольном порядке были выставлены на полке с указанием цены. Все, как в магазине. Рядом также в произвольном порядке выставили эти же йогурты для дегустации, но уже без упаковки.
В опросе приняли участие 126 мужчин и женщин разного возраста и социального статуса. На вопрос: «Какое название йогурта вам первым приходит в голову?» 31 % участников исследования сходу назвали продукцию компании «Данон» («Активию», «Актимель», «Даниссимо» и т. д.). Почти так же хорошо покупатели знают бренд «Савушкин продукт» — 29 % сразу же вспомнили его.
Но вот покупают обычно наоборот: чаще «Савушкин продукт» — 36 % опрошенных, а в любви к продукции от «Данон» признались 24 %. 8 % предпочитают продукцию Минского гормолзавода («Я вкусный»), 4 % любят «Активил» Берёзовского сыродельного завода и «Простоквашино» от компании «Юнимилк», по 3 % почитателей у йогуртов «Бабушкиной крынки» и «Чудо-йогурта» от компании «Вимм-Билль-Данн», 2 % — у «Эрмигурта».
Среди шести йогуртов, представленных на нашей полке, желание купить продукт у респондентов возникло в отношении «Активии» (у каждого третьего) и «Савушкина» (у каждого четвертого). А «Я вкусный», глядя на его упаковку, были готовы купить только 5 % опрашиваемых.
Слепая дегустация вкусов йогуртов круто изменила планы наших участников. Вкусы лидеров продаж «Савушкин» и «Активиа» в слепой дегустации оказались не так популярны. Оставшись без своего бренда, «Активия» потеряла 2/3 своих верных покупателей, а «Савушкин» оправдал гастрономические ожидания только половины. Самый реальный покупательский рейтинг оказался у «Простоквашино» — все те же 12 % покупателей, которые хотели его купить еще до дегустации, высказали такое же желание и после нее.
Куда больше потребителям понравился вкус «Чудо-йогурта». Готовность его купить выросла сразу же в три раза — с 12 до 36 %. А число поклонников «Я вкусный» увеличилось в пять раз — с 5 % покупателей до 24 %.
У экспертов молочного рынка оказались свои, отличные от потребительских, фавориты. До дегустации самые большие ожидания у них были в отношении йогуртов «Я вкусный» (40 %), «Простоквашино» (30 %) и «Савушкин» (20 %). Но, сняв со всех них пробу в слепой дегустации, они первым делом выделили «Активию» и «Чудо-йогурт» (по 30 % голосов), а затем «Савушкин» (20 %). Как видим, «Савушкин» полностью оправдал экспертные ожидания, а вот «Я вкусный» несколько не дотянул.